30.07.2013

Перспективы ГМО и пчеловодства в России

Перспективы ГМО и пчеловодства в России

В России утверждена "дорожная карта" по развитию биотехнологий и генной инженерии. В пояснительных материалах к этому документу, разработанному Минэкономразвития и выложенному на сайте Правительства РФ, подчеркивается, что мировой рынок биотехнологий быстро развивается и в 2025 году составит около 3 триллионов долларов США. Темпы роста этого рынка по отдельным сегментам колеблются в пределах 5 - 30% в год. На долю России в настоящее время приходится менее 0,1% этого рынка.


«Дорожная карта» включает в себя мероприятия в области промышленной, лесной, агропищевой и природоохранительной биотехнологии; биофармацевтики, биомедицины, биоэнергетики и генной инженерии. И содержит меры, «направленные на развитие исследований и разработок, производственного потенциала и кооперации, включая региональный и международный уровень, а также совершенствование государственного регулирования и подготовки кадров».


Авторы "Дорожной карты" подчеркивают, что она призвана сократить отставание России в указанных областях и увеличить собственное производство ГМО. Объем реализуемой биотехнологической продукции составит (млрд. руб.):


2012 2018
В сфере реализации 128 300
В сфере производства 26 200
В сфере экспорта Менее 1 50


К 2020 году объем производства этой продукции в России достигнет 1% ВВП, а к 2030 году - 3% ВВП.


Ученые до сих пор не определились, насколько безопасно для организма человека употребление продуктов, содержащих ГМО.


Нет окончательной ясности и в том, насколько безопасны для пчел пыльца и нектар ГМО, хотя в этой области также накопилось немало тревожных данных.


Справка:


Около 60% россиян относится к ГМО настороженно, причем это касается как простых граждан, так и научного сообщества. Президент Владимир Путин и Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в своих оценках ГМО тоже подчеркнуто осторожны. В то же время глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко неоднократно заявлял, что считает продукты ГМО безопасными. Аналогичную позицию занимает и дирекция Института питания РАМН.


Официально в России разрешена «к использованию» импортная продукция 18 сортов (линий) ГМО сои, кукурузы, картофеля, сахарной свеклы, риса и нескольких микроорганизмов. Но выращивать в России генетически модифицированные растения в коммерческих целях нельзя.


Действует также принятое в 2007 году положение, обязывающее производителей маркировать их продукцию, в которой содержится ГМО более 0,9% от ингредиента (пока еще ни один российский производитель этого не сделал).


Насколько скрупулезно выполняется запрет на коммерческое выращивание ГМО в России, сказать сложно. Официальных данных об этом нет. Неофициальные же источники сообщают, что ГМО - подсолнечник, кукуруза, рапс и соя выращиваются в нашей стране уже давно и на сотнях тысячах гектаров.


Естественно, что пыльца этих культур попадает в мед и другие продукты пчеловодства. Российским экспортерам придется считаться с тем, что с конца 2011 года в странах Европейского Союза необходимо будет подтверждать отсутствие в меде пыльцы ГМО (для чего требуются соответствующие дорогостоящие анализы).


По данным директора Россельхозцентра Александра Малько, 75% российского рынка семян кукурузы и подсолнечника контролируются крупными транснациональными компаниями. Позиция Россельхознадзора в отношении продуктов пчеловодства, «содержащих материалы из ГМО», была изложена в заявлении заместителя руководителя этой организации Николая Власова в начале 2013 года:


«- перга, мед, другие продукты пчеловодства, предназначенные в пищу людям, в состав которых входят ГМО растения (и материалы из них), не зарегистрированные в России не могут ввозиться в Россию и находиться в обороте на территории России,


- перга, мед, другие продукты пчеловодства, предназначенные в пищу людям, в состав которых входят ГМО растения (и материалы из них), зарегистрированные в России могут ввозиться в Россию и находиться в обороте на территории России, но должны быть промаркированы и должны являться объектом государственного надзора и пограничного государственного контроля,


…Россельхознадзор не имеет никакой определенной позиции относительно того, нужно ли маркировать продукцию животного происхождения (кроме перги, меда и некоторых иных видов продукции пчеловодства, молока и некоторых иных редко используемых и, в основном, экзотических для России продуктов), полученную от животных, получавших в корм ГМО растения, и должна ли такая продукция быть объектом государственного контроля и/или надзора.


Отсутствие какой - либо позиции по этому поводу связано с тем, что мы не усматриваем никаких биологических рисков, связанных с такой продукцией, но, во-первых, не исключаем, что в будущем такие риски могут появиться.


Во-вторых, мы считаем, что такие вопросы должны решаться исключительно потребителем (обществом), а не законодателем (он должен лишь фиксировать решение потребителя (общества) и, тем более, не нами — надзорщиками, которые должны лишь обеспечивать исполнение решения потребителя (общества), воплощенные законодателем в виде норм права. А определенные результаты изучения общественного мнения по этому поводу, полученные в России, нам не известны».


Из всего сказанного выше следует только один вывод: присоединение России к «клубу» стран, выращивающих на своей территории генетически модифицированные культуры, создаст для российского пчеловодства массу новых проблем, к которым оно не готово.








Количество просмотров: 5276

Поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления
сайта в Яндекс Дзен:


Назад в раздел


Комментарии
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями
политики конфиденциальности




Активность на сайте