13.03.2018

Особенности рынка меда в Турции

Особенности рынка меда в Турции Турецкое пчеловодство динамично развивалось на протяжении последних 20 лет. С 2000 года по 2016 год производство меда выросло с 61 тыс. до 106 тыс. тонн, и по этому показателю Турция заняла второе место после Китая. Численность пчеловодных семей выросла до 6,8 млн. 90% меда производится с 500 диких медоносов и 10% - с подсолнечника, рапса, хлопка и других сельскохозяйственных культур. Введен запрет на обработку посевов сельскохозяйственных культур пестицидами путем распыления.

С 2003 года в Турции реализуются различные государственные программы развития и поддержки пчеловодства, разработанные Министерством продовольствия, сельского хозяйства и животноводства в сотрудничестве с пчеловодным сообществом. В Ассоциации пчеловодов Турции (АПТ) насчитывается 79 региональных ассоциаций и 56 тыс. членов. Все пчеловоды зарегистрированы в рамках совместного проекта АПТ и Министерства продовольствия, сельского хозяйства и животноводства и имеют соответствующие удостоверения и личные номера.

Турция полностью обеспечивает потребности ее населения в меде и по его среднедушевому потреблению - 1,3 кг - значительно превосходит большинство других «пчеловодных держав». В турецких супермаркетах предлагается большое разнообразие медов по цене 8-13 долл./кг. Есть и эксклюзивные меда, среди которых наиболее ценимый в Турции Anzerbal, производимый в провинции Ризе и продаваемый по 120 долл./кг. Самым дорогим медом в Турции и в мире (5тыс. евро/кг) считается Elvish Honey, несколько килограммов которого ежегодно собирают со стен пещеры в районе города Артвин.

Наиболее популярные и известные турецкие меда: акациевый, вересковый, горный луговой, каштановый, лавандовый, липовый, падевый сосновый (90% мирового производства), рододендровый, тимьяновый, цветочный и эвкалиптовый. Турция входит в пятерку ведущих мировых производителей органического меда (1,2 тыс. тонн в 2016 году) и перешла на стандарты ЕС в области фасовки и маркировки меда.

Турция является нетто-экспортером меда. Его поставки за рубеж в начале нулевых годов достигли 12 тыс. тонн в год, однако затем резко сократились из-за обнаружения остатков антибиотиков и других «загрязнителей» и начали снова расти только с 2013 года.

По оценке президента ТПП сельского хозяйства С. Байрактара (Semsi Bayraktar), доля Турции в стоимости мирового экспорта меда составляет 1,1% и может увеличиться в ближайшие годы. Импорт меда близок к нулю: 12 тонны в 2014 году, 0 - в 2015 году и 1 тонна - в 2016 году.

Экспорт меда в последние годы составлял:


 


2012

2013

2014

2015

2016

2017

Тыс. тонн

1,2

3,5

4,3

7,1

3,6

5,7

Млн долл.

6,0

13,0

14,0

25,0

15,0

26,8



По данным Anadolu Agency, в 2017 году главными покупателями турецкого меда были Германия (9,3 млн долл.), США (8,1 млн долл.) и Саудовская Аравия (1,3 млн долл.). Турецкие власти принимают меры по налаживанию контроля качества меда. АПТ, по словам ее президента З. Сахина (Ziya Sahin), также принимает активное участие в этой кампании. Контролирующие органы регулярно публикуют в СМИ списки компаний, уличенных в фальсификации меда. В 2015 году в этот список попали 17, а в 2016 году - 12 компаний. В 2015 году Министерство таможни и торговли запретило телевизионную рекламу «распродаж» меда, под видом которых сбывался фальсификат.

Однако проблема фальсификации меда в Турции стоит не менее остро, чем во многих других «пчеловодных державах». Наиболее распространенный способ фальсификации меда - подмешивание в него глюкозы, фруктозы и сахарного сиропа на этапе промышленной переработки. Другой распространенный способ фальсификации - маскировка меда сомнительного качества и происхождения под известные бренды. Одними из главных площадок сбыта фальсифицированного «меда» являются открытые базары, где этот продукт предлагается по цене 2,7-4 долл./кг.

По данным англоязычного интернет-ресурса «Аль-Монитор» (Al Monitor), ключевые игроки пчеловодной индустрии Турции серьезно озабочены положением дел на турецком медовом рынке и опасаются, что рост масштабов фальсификации меда подорвет его репутацию как натурального продукта в самой Турции и за рубежом.

По словам исполнительного директора ведущей турецкой медовой компании «Altiparmak Gida Sanayive Ticaret A.S.» О. Алтипармака (Ozen Altiparmak), 85% меда, сбываемого на турецких рынках, является фальсификатом. Покупка меда у деревенского пчеловода также не гарантирует приобретение натурального продукта, поскольку турецкие пчеловоды «широко практикуют скармливание пчелам сахарного сиропа в период главного взятка и иногда добавляют в сбываемый мед пчелиные соты для введения покупателей в заблуждение».

По мнению основателя медовой компании FER Bal С.Солмаза (Selcuk Solmaz), только мед в крупных магазинах и торговых сетях, «которые находятся под жестким контролем и к тому же и сами проверяют поступающую к ним продукцию», гарантированно является натуральным продуктом. В то же время, как подчеркнул С. Солмаз, «не стоит ожидать, что турецкий мед не будет подвергаться фальсификации, когда кругом присутствует масса других фальшивых продуктов и вещей, включая деньги». Бизнесмен посоветовал покупателям, приобретающим мед у пчеловодов, требовать, чтобы они предъявляли удостоверения и регистрационные номера, выданные им Министерством продовольствия, сельского хозяйства и животноводства.

В январе 2018 медовая компания «Altiparmak Gida Sanayive Ticaret A.S.» получила от Европейского банка реконструкции и развития кредит в 4,4 млн евро на расширение производства меда и других пчелопродуктов, развитие апитерапиии, обучение пчеловодов передовым технологиям и создание новых рабочих мест в пчеловодной индустрии, особенно для женщин, молодежи и жителей удаленных районов.

А. Пономарев




Количество просмотров: 3323

Поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления
сайта по e-mail:


Назад в раздел


Комментарии
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями политики конфиденциальности