30.01.2018

Внимание! Диверсия!

Внимание! Диверсия!
Общим объединяющим фактором для пчеловодов Украины являются пчелы. Именно наши пчелы дали возможность Украине в последнее время войти в мировые лидеры по производству меда, а в Европе — лидировать по производству маток и пакетов пчел. Так что мы, пчеловоды, должны сделать все для сохранения пчел нашей страны. Но, на мой взгляд, в последнее десятилетие возникла очередная и очень опасная угроза непредсказуемой метизации пчел Украины.

Плачевный опыт неконтролируемой метизации пчёл


Поясню мою обеспокоенность с помощью экскурса в историю нашего пчеловодства в последние 60-80 лет. Я в пчеловодстве с 1959 года и многое видел и пережил в этой области. В эти годы самым трагическим периодом в пчеловодстве было распространение кавказских пчел на большинстве пасек Украины и других республик Советского Союза, которое массово началось в середине прошлого века.

Кавказские пчелы привлекали исследователей и пчеловодов своим миролюбием, длинным хоботком, способностью ограничивать яйценоскость маток и относительно хорошими медосборами при слабых взятках. Особенно радовала производительность помесей первого поколения в результате скрещивания кавказских маток с местными трутнями. Все это было доказано производственными опытами использования кавказских пчел в различных республиках СССР.

На Северном Кавказе России и в Грузии был создан ряд пчелопитомников кавказских пчел общей мощностью до миллиона маток и нескольких десятков тысяч пакетов в год. Вначале никто не обращал внимания на низкую зимостойкость кавказских пчел и на то, что в условиях хороших медосборов свойство кавказских пчел ограничивать матку в откладывании яиц оборачивается значительным недобором меда. Также никто не говорил (или не знал), что повышенная продуктивность помесных пчел на 60% или на 80% достигалась благодаря местным трутням. В последующих поколениях, когда уже создавался фон трутней кавказских пчел, помесные семьи выходили из зимы опоношенными, плохо работали на опылении садов и за сезон показывали низкую производительность. Тогда никто также не задумывался о последствиях разведения помесных пчел в последующих поколениях.

Биологические свойства кавказских пчел также не способствовали развитию пакетного пчеловодства. В 1974 году мне довелось видеть в госпромхозе «Кузнецкий» Кемеровской области России на его пасеках в тайге в зимовниках около 2,5 тысяч погибших семей кавказской породы, которые были доставлены в пакетах в 1973 году. После зимы их уже никто не выносил из зимовника. Пчеловоды просто сбежали с пасек.

В шестидесятые годы прошлого века почти все пчелопитомники Украины специализировались на разведении кавказских пчел. Последствия этого были плачевными. Так, даже в 1989 году семьи пчел общественных пасек Бучацкого и Монастырыского районов Тернопольской области были опоношенными и имели жалкую силу, а анализ их породного состава выявил доминирование крови кавказских пчел. Аналогичная ситуация была на всех пасеках, которые в свое время сделали ставку на кавказских пчел. Журнал «Пчеловодство», который был тогда единственным профессиональным журналом для пчеловодов, постоянно печатал сообщения о нозематозе пчел.

Анализируя многолетнее разведение кавказских пчел в различных неестественных для них условиях, я пришел к следующему выводу: «Массовое распространение кавказских пчел на пасеках Советского Союза оказалось бессознательной диверсией против его пчеловодства, за которую уже никто и никогда не понесет ответственность».

В Украине в течение десятилетий выходили из этой «напасти» путем разведения местных пчел - карпатских и украинских степных, и сейчас наша страна в пятерке мировых лидеров по производству и экспорту меда. По предварительным оценкам, в 2017 году Украина экспортировала около 70 тыс. тонн меда. И это обеспечили не какие-то завезенные заморские, а наши отечественные пчелы, которые сегодня являются основой уникального генетического фонда. Наша задача - сохранить наших пчел с их генетическим разнообразием и достичь мирового уровня селекционного процесса. Это же советуют нам и ведущие немецкие селекционеры.

Как всегда - на одни и те же грабли


Но не все это понимают, и в последние 10-15 лет началась экспансия бакфастских, итальянских и других пчел на пасеки нашей страны. 12 лет тому назад я задал вопрос о бакфастских пчелах польскому ученому и практику в области пчеловодства Яцеку Яроню, который коротко и содержательно ответил: «Это СПИД, которым легко заразиться и от которого никогда не избавиться». Это очень удачное выражение, которое я неоднократно приводил в своих публикациях и выступлениях в защиту местных пчел Украины.

И вот теперь этот прогноз начал сбываться. Последние пять лет все чаще приходится слышать тревожные сообщения в связи с разведением завозных пчел, особенно бакфастских. Поэтому неудивительно, что в журнале «Бджолярьский круг» (БК) №4 за 2017 г. его научный редактор А.Д. Комиссар разместил ряд материалов о бакфастских пчелах под рубрикой «Бомба под пчеловодство Украины», сопроводив их комментарием о вероятных результатах разведения этих пчел. Ознакомившись с этими материалами и проанализировав мои собственные наблюдения, я прихожу к выводу, что мы снова наступаем на старые грабли, но в этот раз они бьют по пчеловодству Украины значительно больнее, чем в случае с кавказскими пчелами. Потому что бакфастские пчелы в сравнении с кавказскими - это не порода, а «сборная солянка». Последствия их разведения никто не берется прогнозировать. Советую всем прочитать этот материал и не один раз, чтобы потом не чесать затылок.

Результаты “экспериментов”


Приведу лишь несколько цитат из опыта разведения бакфастских пчел.

1. А. Майоров (г. Лисичанск) в заметке: «Вот так я популярных и модных пчел водил» пишет: «В 2014 году я попросил купить для меня маток бакфаст. Пять маток я поселил в отводки. Матки сеяли хорошо,- от бруска до бруска. Семьи принесли меда больше всех и были спокойными. Весеннее развитие у них немного хуже, чем у моих беспородных, но к акации догоняют, зимуют на улице неплохо. И я решил поменять свою породу на этих рыженьких. На следующий год я поменял всех маток на бакфаст, выводил маток сам от купленных, и все было нормально. Пара семей оказались злобными, но это у меня бывало и с моими. Но вот 2016 год принес мне много сюрпризов: больше половины семей стали злые, куда делась их доброта. Стали меньше меда приносить и развиваться не так хорошо. Обычно я пытался выводить от лучших семей, а здесь я растерялся, выводить не от кого. Сосед мой через три двора стал говорить, что у него пчелы стали в 2016 году злее. Он маток меняет каждый год. Вот я и думаю, а не от моих ли рыженьких у него злоба? В 2017 году взял 10 пчелосемей беспородных и пытаюсь восстановить пасеку с нормальными пчелами. Пока сосед не догадался, что я его пчелам кровь попортил. Вот так я модных пчел водил».

2. Следующая цитата из сообщения пчеловода, который пожелал не называть его имя и дислокацию, и его можно понять после знакомства с результатами разведения пчел бакфаст: «Начал работать с бакфаст. Семьи от маток первого поколения были замечательные; мягкие, мирные, роились и давали много меда. Семьи второго поколения уже хуже. Пчелы на пасеке стали злые и не просто злые, а прямо-таки злющие. Перекусали все, что шевелится: собак, щенков, даже кур, детей, жену, родственников и соседей. Ухаживать за семьями стало просто невозможно, работать нужно только в перчатках. Такая агрессивность, пожалуй, свидетельствует о том, что все-таки примешана к этому гибриду агрессивная африканская кровь, и она как-то вылезает в трутнях, которые оплодотворяют всех соседских маток: меда стали носить меньше, еще в ноябре бывает по две рамки расплода и весной начинают выращивать расплод раньше».

3. Агрессивность пчел бакфаст является неутешительным признаком для их разведения и за рубежом. Так, по сообщению Степана Барана из Италии, где он работает на промышленной пасеке, в летнее время при жаре до 40 градусов приходится работать в «скафандрах». Поэтому пасечники считают за счастье остаться на центральной усадьбе откачивать мед, вместо того, чтобы париться на пасеке в скафандрах. При этом он отмечает высокую производительность этих пчел. Кстати, последствия от распространения бакфаст в Италии трудно диагностировать, потому что эти пчелы очень похожи на итальянских.

Мнение учёных и специалистов


Научный редактор БК А.Д. Комиссар обратился к известному оператору искусственного осеменения маток Артему Майстерчуку с вопросом; «Что же это такое, - бакфастские трутни?» и написал статью: «Влияние трутней бакфаст на помесных пчел», из которой можно сделать вывод, что бакфаст – и порода, и не порода. Поэтому трутень бакфаст может нести гены любой расы Аpis mellifera и иметь любой экстерьер в пределах возможного экстерьера вида медоносной пчелы. И здесь я полностью согласен с А.Д., что мы «даже не можем предсказать, в какую сторону поплывут характеристики наших пчел, в результате чего мы полностью утратим наших аборигенных пчел».

Далее А.Д. Комиссар излагает свою точку зрения о реальной опасности для пчеловодства Украины и пишет: «Что такое традиционное пчеловодство в Украине? Это когда на дворе или в саду у дома пасечника стоят 10-20 или 30 ульев с пчелами, и летом их вывозят в поле на медосбор, чаще всего на ближайшие поля. Бывало, что и никуда не кочевали и использовали взяток с окрестных полей. Во всяком случае, на моей памяти всегда так было, и так держали пчел мои деды, и моя собственная пасека в мои студенческие годы была такой же».

В результате воздействия бакфастских трутней пчелы станут агрессивными, и поэтому количество пасек в селе вынужденно уменьшится, так как для снижения агрессивности до уровня, который был раньше, потребуется время и немалые усилия.

Далее А.Д. Комиссар в статье «Косвенные доказательства агрессивности пчел от маток, которые спарились с бакфастскими трутнями» пишет: «Какая-то массовая болезнь инфицировала пчеловодов Украины - все стали подумывать, как бы завести бакфастских пчел. Болезнь эта неизлечима, поскольку несколько моих друзей из Сумской области, несмотря ни на что, упорно хотят развести бакфаст и уже приобрели маток из Германии. И это - несмотря на мои попытки их от этого отговорить. Этой болезнью нужно переболеть, потому что лечить ее невозможно. Но с последствиями, по моему мнению, придется бороться очень долго.

Обратите внимание на фразу из отчета В. Семенюка о научных докладах со стамбульского конгресса Апимондии: «Бакфаст легко завезти, но негативные последствия этого очень трудно вывести». А теперь несколько цитат из большого сообщения «ПРОБЛЕМЫ ПЛЕМЕННОГО БАКФАСТА», поступившего в редакцию журнала БК в 2017 году от Жмуд Михаила Ерофеича, который вначале был в пьянящем восторге от разведения бакфастских пчел. Но затем наступило «отрезвление», и теперь вот что он пишет:

«Следует хладнокровно признать, что нынешний бакфаст, особенно в Украине, это своего рода пчеловодная «солянка», к сожалению, весьма далекая от пчел, выведенная путем сложной и целенаправленной гибридизации братом Адамом в аббатстве Бакфаст. Совершенно очевидно, что с тех пор однозначно не произошло стабилизации породы, ее стандарты не выработаны, скорее даже наоборот - в образовании данной породы мы существенно удалились от достижений брата Адама. Складывается впечатление, что бакфаст - это пока всего лишь перспективное, но «недоношенное дитя» хороших родителей, для надлежащего становления которого необходимо приложить еще немало усилий. А реально занимается этой породой лишь определенная, хоть и немалая группа пчеловодов, которая имеет опосредованное отношение к современному промышленному пчеловодству».

На мой взгляд, это неудивительно: ведь нет пород пчел, созданных в результате очень сложного межрасового скрещивания, которые бы сохраняли свои свойства во многих поколениях. Приведенные выше примеры могут служить основанием для подведения итогов массового разведения и распространения бакфастских пчел на пасеках Украины. Каким может оказаться влияние массового разведения этих пчел, - пока неизвестно, но оно, на мой взгляд, может быть исключительно вредным для отечественного пчеловодства.

Ведь уже не один год, как ведется селекционная работа с пчелами бакфаст в стране их создания - Великобритании. Здесь же практически прекращено и их массовое разведение по причине значительной агрессивности этих пчел в их следующих поколениях при разведении в естественных условиях. В результате детального анализа поступившего в распоряжение редакции БК материала по разведению бакфастских пчел на пасеках Украины, А.Д. Комиссар делает вывод, что немного рановато мы взялись за бакфаст. Удачный или неудачный бакфаст мы используем, но трутни у него одинаково плохи, и пчелы от него почему-то злые и создают новые проблемы как для отдельных пчеловодов, так и для пчеловодства в целом. Кроме того, они уничтожают аборигенных пчел, а именно с ними мы и получили 60 тыс. тонн меда в 2016 году. Хотите меньше? По моему мнению, использование бакфаст в этом поможет, хотя в начальный период времени отдельные пчеловоды и получат повышенные медосборы.

Заключение


Таким образом, помесные пчелы первого поколения бакфастских пчел отличаются повышенной продуктивностью и миролюбивым поведением благодаря скрещиванию с трутнями местных пчел, но в следующих поколениях их продуктивность падает, пчелы становятся все более агрессивными, и их трутни портят окружающих пчел. Последствия разрушительного влияния бакфастских пчел на местных пчел никто не может спрогнозировать.

Мой вывод: «Массовое распространение бакфастских пчел на пасеках Украины - сознательная диверсия (бомба) против ее пчеловодства», а потому должна быть и ответственность по закону, так как никто и никогда не может спрогнозировать генетическое влияние бесконтрольного разведения сложного гибрида, а не породы.

Ситуация с распространением пчел бакфаст напоминает (прошу меня простить за сравнение) поведение отары овец или коз с вожаком, когда тот идет в пропасть, а за ним - и отара. Не хочу, чтобы пчеловодство нашей страны потеряло местных пчел, и «свалилось в пропасть». Очень прошу молодых, способных, энергичных вожаков распространения пчел-чужестранок направить свою энергию на сохранение и совершенствование местных пчел Украины. Они достойны этого.

Никогда не нужно соглашаться на «милостивые» предложения распространителей бакфастских пчел, и, веря обещаниям, не рассылать маток бакфаст в места репродукции чистопородного материала отечественных рас (пород) пчел.

Хаосу в разведении пчел – СТОП!

В. Гайдар, пчеловод, кандидат.с.-хоз.наук, ст. научный сотрудник

Перевёл и отредактировал В. Пономарев, пчеловод, кандидат технических наук





Количество просмотров: 18969

Поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления
сайта в Яндекс Дзен:


Назад в раздел


Комментарии
Чинара
Чинара 13 апреля 2018, 2:02
Куплю пчела-матку карнику. Сейчас нахожусь в Будапеште, завтра уже улетаю. Прошу написать мне. Я в отеле живу в центре города Будапешт. Заранее благодарю!
Комментировать
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями политики конфиденциальности

Закрыть
Николай
Николай 31 января 2018, 14:15
Господин Гайдар почему-то не думал о сохранении аборигенной среднерусской пчелы, которую сейчас в чистом виде найти очень сложно, когда заваливал своими карпатскими матками всю территорию современной РФ и не называл свои действия "Диверсией". А сейчас в тяжелые для бизнеса времена видимо понятия поменялись. Ну-ну. Статья для профанов. Любому понимающему человеку и так понятно, что дальше 2 поколения нет смысла уходить, т.к. идёт расщепление и, кстати, не только у бакфаста.
Комментировать
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями политики конфиденциальности

Закрыть
Владимир
Владимир 14 февраля 2018, 21:45
Вы, Николай, правы. Статья именно для профанов, которые, пытаясь заниматься разведением Бакфаст у себя на пасеке, не ведают, что творят. А вот с чем я с Вами не согласен, так это с тем, что Вы относитесь к категории тех людей, кому, как Вы пишете, "понятно".

Вы в своём комментарии не выразили своего отношения к проблеме ввоза Бакфаста на территорию Украины, да и России тоже. Всё, что Вы сказали по теме, это то, что «понимающему человеку должно быть понятно, что дальше 2 поколения нет смысла уходить». Должен сказать, что достаточно понимающему человеку должно быть понятно, что с таким генетическим разнообразием, каким является сложнейший гибрид Бакфаст, даже в чистопородном варианте, вмешательство в среду обитания местных пчёл следовало бы считать преступлением против природы и против пчеловодства. А Вы что, против этого? Хотя для понимания этого, конечно же, нужно иметь представление о механизме передачи наследственности у такого рода гибридов в первом, втором, третьем и последующих поколениях и о роли трутней при этом. В статье это утверждение достаточно обосновано.

Далее. Вы или, мягко говоря, передёргиваете, или, скорее демонстрируете глубокое незнание истории отечественного пчеловодства. К тому времени, когда 50 лет назад усилиями российских и украинских ученых-селекционеров и пчеловодов-практиков была начата работа по возрождению карпатской породы пчёл, у тогдашних руководителей пчеловодства СССР уже созрели планы массового ввоза пчел породы кавказская серая горная на обширные пространства Союза — Европейскую часть, Урал, Сибирь, основную часть Средней Азии. В результате этого в течение нескольких лет соответственно была проведена массовая метизация местных пчёл. Кстати, в статье «Диверсия» об этом не только упоминается, но и приводятся примеры катастрофических последствий указанной широкомасштабной акции. Не заметить этого в статье невозможно.

К вашему сведению (если Вы об этом не знаете), никто из тех "ответственных" товарищей, которые принимали решение о проведении этой акции, не заботился о сохранении генофонда местных пчёл. Тогда в пчеловодстве на государственном уровне заботились только об объёмах производства мёда, о «валовой продукции». А голос некоторых авторитетных ученых, которые выступали против этого мероприятия, был игнорирован.

Да и сейчас, к большому сожалению, вопрос о селекционном улучшении и сохранении генотипа местных пчёл более или менее серьёзно как в научном, так и практическом плане рассматривается только по отношению к среднерусской породе. Однако отечественное пчеловодство охватывает и обширные густонаселённые территории России и продолжает там развиваться. Очевидно, что там это возможно только при использовании местных пород пчёл, при условии достаточного их миролюбия. Так что мы, пчеловоды регионов, где пока нет собственных селекционных репродукторов местных пчёл, можем практически пользоваться для поддержания породных и хозяйственных признаков своих пчёл результатами тех работ, которые были начаты в Закарпатье — чистопородной отселектированной пчелой карпатской породы. И должны не «плевать в колодец», как это делаете Вы в Вашем комментарии, а быть благодарными тем, кто до настоящего времени со своими учениками поддерживает на высоком уровне селекции это наше общее ценнейшее достояние.

Что касается слов «завалил своими карпатскими матками», то они абсолютно не подходят к данному случаю. Ни к кому в улей матку насильно никто не подсаживает. Кстати, чтобы Вам окончательно было понятно, карпатская порода удивительно хорошо адаптируется на всём пространстве от Камчатки до Калининграда и от Карелии до самых южных точек России, и не только. При этом она прекрасно дополняет и улучшает генофонд местных пчёл на всём этом пространстве за исключением, конечно, заповедников и резерватов среднерусской пчелы. Необходимо заметить, что наше пчеловодство не должно постоянно находиться в зависимости от зарубежных поставок материала высокого уровня селекции для разведения в густонаселённых регионах России (карпаток и карники). В настоящее время приобретён большой опыт селекции и охраны местных пчёл на примере восстановления генотипа среднерусской породы в различных вариантах: башкирских, татарских, пермских и других, адаптированных в соответствующих местных условиях. Проведение аналогичных работ применительно к условиям густонаселённых регионов и создание в них соответствующих чистопородных репродукторов может избавить нас от этой зависимости. Однако данные работы в настоящее время никем практически не проводятся.

Что касается сохранения генофонда аборигенных пчёл, в частности, среднерусской породы, то здесь только одних известных селекционных достижений недостаточно. Нужны также защитные и стимулирующие меры со стороны государства и особенно усилия со стороны пчеловодной общественности в соответствующих направлениях. В частности, одной из таких важнейших мер и является решительное противодействие ввозу пчёл с чужеродным генотипом.

Что касается сложных гибридов, каким является Бакфаст, то их ввоз, распространение и разведение вообще должны быть законодательно квалифицированы как вредительство по отношению к природе и как подрыв сельского хозяйства как отрасли экономики страны, с вытекающими отсюда соответствующими санкциями. Это должно рассматриваться как одно из необходимых условий сохранения отечественного генофонда пчёл — задачи, которая должна решаться органами государственной власти совместно с наукой и пчеловодной общественностью.
Биатлонист
Биатлонист 3 февраля 2018, 22:09
Какая забота о пчеловодстве, ура проснулись! Только когда карпатка шла валом в Россию так не заботились о пчеловодстве!А Вы г-н Понаморев за белых иль за красных, или как настоящий дипломат ответите "Я за НИИ пчеловодства"!!! А это на закуску https://www.youtube.com/watch?v=l5Jr1rLyFf8 Евгения поддерживаю на все 100%
Николай 1-й :)
Николай 1-й :) 2 февраля 2018, 22:51
Чистую породу есть смысл разводить даже дальше 220-го поколения. Любому понимающему человеку это ясно. При этом с каждым новым поколением будет улучшаться генетическая стабильность признаков. А вот с бакфастом - совсем иная история. В эту пчелу вливают кровь каждой вновь открытой породы, и фактически нет породы пчел, которая не входила бы в бакфаст. Именно в эту сторону и работают все "селекционеры" бакфаста.
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями
политики конфиденциальности




Активность на сайте