20.11.2017

Конфликт между Австралией и Новой Зеландией из-за бренда «Мед мануки»

Конфликт между Австралией и Новой Зеландией из-за бренда «Мед мануки» Австралия существенно проигрывает Новой Зеландии по объему и стоимости экспортируемого меда. В последние годы этот разрыв стабильно увеличивался. Однако в ближайшем будущем ситуация может измениться.

Динамика экспорта меда Австралией и Новой Зеландией (млн долл. США) в 2012-2016 годах:


 


2012

2013

2014

2015

2016

Австралия

25,6

27,0

27,1

34,7

31,4

Новая Зеландия

103,9

140,2

168,2

200,4

206,1



Львиную долю доходов от экспорта меда Новая Зеландия получает от экспорта меда мануки (1,8 тыс. тонн в год), а также экспорта косметической, медицинской и другой продукции на его основе. На этом фоне представители пчеловодной австралийской индустрии с конца нулевых годов стали проявлять повышенный интерес к налаживанию производства и экспорта меда мануки в Австралии.

К этим усилиям были подключены ученые ряда австралийских университетов (University of the Sunshine Coast, University Technology Sydney and University of Western Australia). За несколько лет полевых исследований в штатах Виктория, Квинсленд, Новый Южный Уэльс и Тасмания специалисты выявили и описали более 80 видов местной мануки (Leptospermum scoparium, тонкосемянник метловидный), которые были также изучены на предмет содержания в их нектаре антибактериальных и антигрибковых веществ (метилглиоксал, дигидроксиацетон). Из этого количества были отобраны 15 наиболее продуктивных видов мануки, после чего начались работы по их выращиванию в австралийских питомниках.

Крупнейший из этих проектов, принадлежащий компании Manuka Life, расположен в штате Западная Австралия в зоне «пшеничного пояса». Площадь посадок мануки, принадлежащих Manuka Life, составляла 150 га в 2016 году, увеличилась на 500 га в 2017 году и будет возрастать на 1000 га в год в следующие три года.

Manuka Life, манука, конфликт, Новая Зеландия, Австралия

Аналогичный проект реализуется в штате Новый Южный Уэльс, в котором производится 40% австралийского меда. Здесь манука выращивается в 6 питомниках, принадлежащих компании Gather By. По словам директора этой компании М. Бломфильда, выращивания мануки на больших площадях «оказалось весьма многообещающим». Плодородные почвы и обильный полив способствуют тому, что саженцы мануки развиваются и зацветают гораздо быстрее, чем в дикой природе. Манука является слабым пыльценосом, и по этой причине в питомниках высаживаются также растения, дающие большое количество пыльцы, необходимой для нормального развития пчелиных семей. Изучается также устойчивость мануки к различным болезням и насекомым-вредителям. По словам М. Бломфильда, компании еще предстоит многое сделать, чтобы доработать модель «крепкого» пчеловодного хозяйства, ориентированного на производство и экспорт меда мануки и различных продуктов на его основе.

В последние годы австралийский мед мануки начал поступать на международные рынки в возрастающих количествах и по ценам в два-три раза ниже цен новозеландских аналогов. Поступает этот мед и на российский рынок. То, что этот австралийский продукт экспортируется под брендом «мед мануки», зарегистрированный новозеландцами и используемый ими на протяжении многих лет, вызывает резкий протест со стороны Новой Зеландии. Суть обвинений сводится к тому, что австралийцы крадут плоды чужого труда, нарушая при этом нормы и «правила приличия», принятые в международной торговле.

Австралийцы, в свою очередь, ставят под сомнение право новозеландских коллег на «монополизацию» указанного бренда, и подчеркивают, что исторической родиной мануки является Австралия; что в Новую Зеландию это растение могло попасть когда-то из Тасмании; что слово «манука» широко распространено в Австралии и упоминалось в местных газетах еще 150 лет тому назад.

Конфликт из-за бренда «мед мануки» продолжает обостряться. Его новым витком стало создание в ноябре 2017 года Ассоциации производителей австралийского меда мануки (AMHA). В это объединение вошли 24 физических и юридических лица, в том числе пчеловоды – производители меда мануки; медовая компания Capilano Нoney Ltd., контролирующая 60% сбыта меда в Австралии; Австралийский совет пчеловодной индустрии (Australian Honey Bee Industry Council); Кооперативный исследовательский центр медоносной пчелы (Honey bee Cooperative Research Centre), ведущий исследователь меда австралийской мануки проф. П. Брукс (Peter Brooks) и другие ученые и эксперты. Главные заявленные цели Ассоциации: продвижение продукции австралийской мануки; контроль маркировки этой продукции; защита посадок мануки и развитие индустрии мануки.

По словам президента AMHA П. Кэлэндера, который является также директором компании Manuka Life, в ближайшее время разъяснения о правах Австралии на бренд «мед мануки» будут направлены правительствам стран Северной Америки, Европы и Азии.

А. Пономарев




Количество просмотров: 802

Поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления
сайта по e-mail:


Назад в раздел


Комментарии
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями политики конфиденциальности