04.07.2015

Масштабы фальсификации меда

Масштабы фальсификации меда

Глобализация способствовала значительному расширению масштабов фальсификации пищевых продуктов, в том числе и меда, с использованием промышленных технологий и достижений современной науки. Официальные оценки масштабов фальсификации меда в России отсутствуют, однако есть все основания полагать, что в этой области наша страна не отстает от других «пчеловодных держав».

1 июня 2015 года вступил в силу Межгосударственный стандарт ГОСТ 25629-2014 «Пчеловодство. Термины и определения». Этот документ помимо прочего содержит два термина, касающиеся фальсификации меда и других продуктов пчеловодства:

- 153 фальсифицированный мед: Мед, в котором присутствуют объекты, не свойственные его природному составу.
- 172 фальсификация продуктов пчеловодства: Умышленное действие, в результате которого продукт пчеловодства утрачивает свойственные ему природные качества.

Хотелось бы надеяться, что ГОСТ 25629-2014 поможет очистить российские рынки от суррогатов, выдаваемых их производителями и продавцами за натуральный мед. В этой связи имеет смысл напомнить, что подразумевается под фальсификацией пищевых продуктов. Вот что, например, сообщается об этом на сайте helpiks.org:

«Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – это пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной (Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Основные виды фальсификации товаров условно подразделяются на информационную (неправильная маркировка), ассортиментную (замена объекта менее ценным), качественную (пересортица), количественную (не до вложение, недовес, недолив, недостача), стоимостную (фальсификация рыночной стоимости) и комплексную (несколько видов фальсификаций). Наряду с понятием «фальсифицированные товары» следует различать нетождественные им понятия-«аналоги»: («товары-заменители», имитаторы, например - аналоги икры, аналоги крабовых палочек) и «дефектные товары».

Аналоги натуральных продуктов не относятся к фальсифицированным, если на маркировке, в товаросопроводительных документах указывается их подлинное наименование (состав), а цена соответствует качеству и происхождению. К дефектным относятся товары, имеющие хотя бы одно несоответствие обязательным требованиям стандарта».

Возвращаюсь к ГОСТу 25629-2014 «Пчеловодство. Термины и определения». Обращает на себя внимание отсутствие в этом документе термина и определения «крем-мед». Это означает, что состав данного продукта по-прежнему будет зависеть исключительно от желания производителя. Такая ситуация ставит производителей натурального крема-меда в заведомо проигрышное положение по отношению к производителям суррогата. А трактовка термина «фальсификация продуктов пчеловодства» вызывает большое сомнение в практическом его применении.

В зарубежных СМИ приводится большое количество данных о фальсификации меда и направлениях борьбы с этим явлением.

По данным германских специалистов, доля фальсификата среди образцов меда, направляемых из-за рубежа для тестирования в лабораториях Германии, составляет около 80%.

Руководство Международной организации экспортеров меда (IHEO) считает, что доля фальсифицированного меда на мировом рынке составляет от 30% до 50%.

Американский Journal of Food Science сообщает, что среди 7 наиболее часто фальсифицируемых в США продуктов мед занимает третье место (после оливкового масла и молока). Среди других сладких продуктов в США наиболее часто подделывается кленовый сироп, розничная цена которого близка к розничной цене натурального меда.

По данным Сети ЕС о фальсификации продовольствия (EU Food Fraud Network - FFN) в 28 странах ЕС в 2014 году наиболее часто фальсифицировались три продукта: мясо, рыба и мед. Из 60 случаев выявленных нарушений в этой области доля 10 видов нарушений составляла:

Виды нарушений

%

Несоответствие маркировки товара его истинным характеристикам

25

Фальшивые сопроводительные документы

22

Подмена товара (substitution)

17

Наличие запрещенных субстанций

10

Нарушение условий хранения и переработки

8

Запрещенный продукт, недопустимый для потребления человеком

7

Подделка (counterfeiting)

5

Порча, разбавление (adulteraiting)

3

Нелегальный экспорт

2

Отсутствие официального регистрационного номера

1



В 2013 году Совет по защите прав потребителей Гонконга протестировал 55 образцов меда, продававшегося в супермаркетах этой территории. Выяснилось, что 14 из этих образцов были фальсифицированными различными сиропами, хотя на этикетках указывалось, что это «стопроцентно» натуральный мед. Среди 15 образцов меда мануки (розничная цена которого 40-150 долл./кг), 6 содержали мед более дешевых сортов (5-35 долл./кг), а 8 были фальсифицированы сахарным сиропом.

Отследить каналы поступления на российский рынок фальсифицированного «меда» от недобросовестных российских производителей и из-за рубежа не составляет особого труда. Было бы только желание этим заниматься у налоговых органов, ФАС, Минсельхоза, Минпромторга, Россельхознадзора, Роспотребнадзора, а также пчеловодных объединений (особенно позиционирующих себя в качестве общероссийских). Результатом этой работы стало бы создание в России цивилизованного рынка продуктов пчеловодства, что отвечало бы интересам как производителей, так и потребителей этих продуктов.

А. Пономарев

Дополнительные материалы


Скачать ГОСТ 25629-2014 «Пчеловодство. Термины и определения»




Поделитесь с друзьями:

Количество просмотров: 3756



Подпишитесь на обновления сайта по e-mail:


Введите вашу почту:




Назад в раздел

Комментарии

1 Августа 2015, 10:28 | Евгений

"Результатом этой работы стало БЫ...". Да, согласен с Вами, это возможно. Но неужели "перечисленные" органы (люди) не хотят? Возможно "правят бал" посредники (перекупы)? я за торговлю, и не считаю посредников (добросовестных) плохими людьми, т.к. понимаю, что транспортировка, хранение, фасовка, продажа ... требуют сил и вложений. Но, конечно, подделывать при этом не надо... п.с. Александр Пономарев, Вы очень хорошо пишите.