21.01.2015

Экспорт российского меда в США. Состояние и перспективы

Экспорт российского меда в США. Состояние и перспективы

США являются крупнейшим мировым импортером меда и, по-видимому, останутся таковым в обозримой перспективе. Это объясняется рядом причин. Главная из них в том, что американское пчеловодство уже давно не обеспечивает спрос населения США на этот продукт, в результате чего в последние годы до 70% меда, потребляемого американцами, закупалось за рубежом.

Высокая стоимость рабочей силы, сокращение площадей естественных медоносных угодий, направленность пчеловодства на опыление, высокая гибель пчелиных семей и другие факторы продолжают негативно сказываться на конкурентоспособности продукции американского пчеловодства.

В последнее время правительство США принимает меры по защите национального пчеловодства. Принято решение о разработке национальной стратегии по защите медоносных пчел и других насекомых-опылителей, увеличены ассигнования на научные исследования в области «здравоохранения» пчел. Можно предположить, что результаты этих усилий вскоре принесут свои плоды.

Между тем импорт меда продолжает увеличиваться. Его физический объем за 10 месяцев (январь-октябрь) 2014 года вырос до 143 тыс. тонн (+8,6% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года); объем стоимости - до 490 млн. долл. (+17,6%), а средняя цена тонны меда - до 3425 долл.(+7,9%). Экспорт меда в 40 стран мира остался на уровне предыдущих лет - 4,3 тыс. тонн.

Цены на весовой мед из стран, главных его поставщиков в США, существенно отличались. Повышенным спросом пользовались светлые сорта меда, особенно из стран, гарантирующих высокое качество продукции. Белый мед из Аргентины обходился американским импортерам в 4,65-4,74 долл./кг; белый мёд из Украины - в 3,62 долл./кг; светло-янтарный из Индии, Вьетнама, Уругвая и Бразилии в 3,0-4,10 долл./кг; янтарный из Мексики - в 4,04 долл./кг. В эту цену помимо цены меда входила также пошлина, стоимость контейнера, доставка груза и другие расходы. Американские власти продолжают демонстрировать свою решимость положить конец контрабанде меда, его фальсификации и искажению информации о качестве мёда, его географическом происхождении. Участникам масштабных мошеннических операций с медом грозит суд, высокие штрафы или тюремное заключение. В 2013 году, например, такие меры были приняты в штатах Техас и Мичиган против 5 бизнесменов и двух компаний по переработке меда.

Однако даже такие суровые наказания не останавливают фальсификаторов. В октябре 2014 года таможенная служба США объявляла тревогу в связи с поступлением партий фальсифицированного различными сиропами «меда» из Малайзии, Новой Зеландии, Саудовской Аравии, Турции и Вьетнама. Мед из перечисленных стран стал подвергаться более тщательному контролю. В 2013 году в этот список попали и поставщики из России, в меде которых были обнаружены остатки антибиотика хлорамфеникола.

Импорт меда из России и стран «постсоветского пространства» в этот период составил (тонн, округлено):

Белый

Экстра-светло-янтарный

Светло-янтарный

Без спецификации

Сотовый и

фасованный

Итого:

Россия

-

-

-

-

60,4

60,4

Украина

19,1

4849

592,9

39,4

24,6

5525,0

Молдова

-

-

3,4

1,9

10,5

15,8

Латвия

-

-

76,6

727,3

-

803,9

Литва

-

-

-

8,1

7,1

15,2

Узбекистан

-

-

-

-

4,9

4,9


Одним их главных препятствий на пути «наведения порядка» на медовом рынке США является отсутствие федерального стандарта на мед. В 2006 году Федерация пчеловодства США в петиции, направленной Управлению Соединенных Штатов по контролю качества продовольствия и медикаментов (FDA), потребовала принятия такого стандарта по аналогии с утвержденными стандартами на виски, шоколад и другие продукты. Однако руководство Управления в тот момент заявило, что не видит оснований для принятия федерального стандарта на мед, полагая, что имеющаяся законодательная база вполне достаточна для эффективной борьбы с фальсификацией и другими мошенническими манипуляциями с медом. Для производителей и переработчиков меда была введена практика добровольного декларирования качества и происхождения продукции. В заявлениях для СМИ руководители FDA сообщали, что принятие федерального стандарта на мед потребовало бы значительного увеличения штата сотрудников Управления, закупок специального оборудования, подготовки специалистов для работы на этом оборудовании, а также других дорогостоящих и трудоемких мер и процедур.

В сложившихся условиях около дюжины штатов были вынуждены принять собственные стандарты на мед. Но этого оказалось недостаточно, чтобы гарантировать качество меда, поставляемого в эти и другие штаты. Серия громких скандалов и разоблачений в этой области заставили власти США вновь вернуться к рассмотрению вопроса о принятии федерального стандарта на мед. В августе 2014 года Минсельхоз США обратился к общественности с призывом высказаться о целесообразности принятия этого стандарта. Из 85 полученных ответов 84 оказались в пользу этого шага. В числе проголосовавших «за» оказались не только частные лица, но и крупные компании. В их числе концерн «Монсанто» - мировой лидер в области биотехнологии растений, производства генетически модифицированных семян основных сельскохозяйственных культур и гербицида «раундап».

Судя по всему, работа над федеральным стандартом на мед в США будет продолжена. Принятие этого документа может привести к существенному изменению расстановки сил на американском медовом рынке. Можно предположить, что это будет способствовать укреплению позиций России на медовом рынке, если российские компании проявят к этому вопросу соответствующий интерес. В январе-октябре 2014 года доля российского меда в общем объеме импорта меда США была близка к нулю и составляла всего 0,04%.

А. Пономарев




Поделитесь с друзьями:

Количество просмотров: 5008



Подпишитесь на обновления сайта по e-mail:


Введите вашу почту:




Назад в раздел

Комментарии