21.11.2012

Российское пчеловодство на этапе глобализации

Российское пчеловодство на этапе глобализации

Пономарев А.С., Председатель правления РОО «Общество пчеловодов столицы»

22 августа с.г. Россия стала 156 по счету членом Всемирной торговой Организации (ВТО). Основная цель этой организации - снижение барьеров в международной торговле, упразднение таможенных пошлин и инвестиционных квот. Россию приняли в ВТО после 18 лет переговоров и согласований условий по 23 тыс. обязательств. Считается, что cудить о том, как членство в ВТО повлияет на российскую экономику, можно будет лишь через 5-7 лет, когда закончится действие промежуточных соглашений о либерализации торговли с зарубежными партнерами.

В настоящее время рассматривается вопрос о приеме в ВТО еще 31 страны, в том числе Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана.

Об основных характеристиках «багажа», с которым российское пчеловодство стартовало в ВТО, можно лишь строить догадки. Инвентаризация или аудит пчеловодной отрасли в нашей стране не проводился. Об оценке численности пчелиных семей в ходе всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г. (5,5 млн. шт.) можно забыть, как это сделал тот же Росстат, проводивший эту перепись.

Вопрос о реальном положении в российском пчеловодстве останется открытом до тех пор, пока не будет проведено всестороннее научное исследование этой отрасли. Тем не менее, имеет смысл еще раз вспомнить, с чем мы вошли в ВТО, и воспользоваться для этого бытующими на сегодняшний день оценками.
Россия производит 50-100 тыс. т меда в год; численность пчеловодов составляет 200-400 тыс. человек, количество пчелиных семей 3,1-5,5  млн. шт., средняя продуктивность пчелиной семьи 16-18 кг меда в год. По производству меда на душу населения и его потреблению мы если и уступаем некоторым странам- лидерам в этой области, то не более чем в 2-2,5 раза.

В отличие от большинства этих стран Россия располагает природными ресурсами, которые позволяют при рациональном их использовании существенно увеличить производство меда.

В то же время Россия входит в пятерку крупнейших нетто-импортеров меда (10-15 тыс. т. в год) и является третьестепенным его экспортером (около 300 т в год).

На российском рынке оперируют сотни компаний, занимающихся оптовой закупкой,  переработкой, фасовкой и продажей меда и других продуктов пчеловодств. Эти компании  жестко конкурируют друг с другом и не высказывают ни малейшего желания объединяться. По масштабам предпринимательской деятельности их можно подразделить на федеральные, региональные и местные.

Крупнейшие компании федерального уровня: «Медовый дом» и «Тенториум» в последнее время инвестировали значительные капиталы в производство их продукции.

С 2008 г. регулярно проводятся исследование российского рынка меда консалтинговыми компаниями. При желании их труды можно приобрести через Интернет за 30-50 тыс. руб. За рубежом подобные исследования проводятся государственными структурами с привлечением  экспертов и доступны в Интернете.

Российское пчеловодство вошло в ВТО с недоработанной правовой базой. На июнь 2012 г. законы о пчеловодстве были приняты в 21 субъекте РФ. Аналогичные законы будут в ближайшее время приняты еще в ряде регионов. Однако судьба федерального закона о пчеловодстве остается в подвешенном состоянии уже 14 лет. Когда он будет принят неизвестно.

Российское пчеловодное сообщество оказалось не способным разработать стратегию защиты интересов отечественного пчеловодства в условиях ВТО. От этого устранилось руководство РНСП, продолжающей претендовать на роль единственной общероссийской организации пчеловодов, руководители 50- 80 региональных пчеловодных объединений, представители научного сообщества и деловых кругов. До сих пор не нашлось ни одного грамотного экономиста, который бы проанализировал «плюсы» и «минусы» для российского пчеловодства от членства в ВТО.

В ВТО имеющиеся структуры российского пчеловодного сообщества вошли не сообща, а поодиночке, руководствуясь своими узкогрупповыми, региональными и другими интересами. Более того, накануне этого события произошел ряд инцидентов, еще более отдаливших эти структуры друг от друга.

Российское пчеловодное сообщество сегодня можно назвать таковым лишь с большой натяжкой. Оно не располагает авторитетными  лидерами, способными сцементировать это сообщество; взять на себя тяжелый труд разработки программы развития российского пчеловодства, согласования ее с основными участниками этой отрасли, наладить, цивилизованный, регулярный и открытый диалог с властью, общественностью и СМИ.

Можно попытаться спрогнозировать, что получит российское пчеловодство от участия в ВТО, проанализировать опыт других «пчеловодных держав», давно состоящих в этой организации.

Не приходится рассчитывать на то, что членство в ВТО позволит России привлечь иностранные капиталы в свое пчеловодство. В мировой практике это довольно редкое явление. Такой курс проводят, например, Индия и Китай, стремящиеся приблизиться к рынкам сбыта меда на Ближнем Востоке (Индия) или захватить командные позиции в производстве, переработке и экспорте меда в Восточной Африке (Китай).

Попытку (неудачную) закрепиться на североамериканском рынке меда в середине «нулевых годов» предпринимала австралийская компания “Capilano Honey”.

На постсоветском пространстве аналогичную попытку предприняла швейцарская компания “Senasco”, создавшая в свою лабораторию и закупочную сеть в странах Центральной Азии и наладившая экспорт меда оттуда в Европейский Союз.

России будет непросто восстановить на мировом рынке меда свои позиции, которыми она располагала в советские времена. С тех пор на этом рынке произошли кардинальные изменения. Ужесточились требования к качеству меда, появились технологии, которые позволяют выявить наличие в нем мельчайших остаточных количеств пестицидов, антибиотиков, тяжелых металлов и других вредных веществ.

Оно из требований мировой торговли медом – обеспечение прозрачности продвижения продуктов пчеловодства на всем их пути от производителя к потребителю. Достигается это, прежде всего, проведением соответствующей работы среди пчеловодов; организацией курсов по обучению их передовым технологиям пчеловодства; знакомства их основами «экологического» пчеловодства и т.д. В этом плане Россия отстала от большинства других стран-экспортеров меда на десятилетия.

Можно предположить, что когда у России появятся излишки меда для экспорта, требования к качеству этого продукта станут еще более жесткими. Такова тенденция развития мировой торговли медом. Наглядное свидетельство этому - принятое в сентябре 2011 г. постановление Верховного суда ЕС об обязательной маркировке меда, содержащего пыльцу генетически модифицированных растений.

В заключение хотелось бы напомнить, что мировое пчеловодство - это не «поле чудес». Если что-то экстраординарное и происходит здесь время от времени, то только у тех игроков, которые не жалеют сил на  свою подготовку и обладают энергией и терпением.






Количество просмотров: 3984

Поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на обновления
сайта по e-mail:


Назад в раздел


Комментарии
Прикрепить файл
Отправляя комментарий я соглашаюсь с условиями политики конфиденциальности